ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

получить консультацию

Первым пунктом в формировании финансового результата является признание выручки.

Порядок признания выручки прописывается в учетной политике предприятия.

Выручка от реализации продукции, товаров признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:

  • покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию, товары;
  • сумма выручки может быть определена;
  • организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции;
  • расходы, которые произведены или будут произведены при совершении хозяйственной операции, могут быть определены.

 

При продаже товара с одновременным получением оплаты наличными деньгами выручка от реализации товаров отражается:

 по дебету счета 50 "Касса"

и кредиту счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности"

(субсчет 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров,

работ, услуг") (п. 17, 22 Инструкции N 102).

Учетная стоимость реализованных товаров при отражении в бухгалтерском учете выручки от их реализации отражается:

по дебету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности"

(субсчет 90-4 "Себестоимость реализованной продукции,

товаров, работ, услуг")

и кредиту счета 41 "Товары" (п. 32 Инструкции N 50).

Суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, приходящихся на реализованные товары, учитываемые по розничным ценам, отражаются сторнировочной записью:

по дебету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности"

и кредиту счета 42 "Торговая наценка" (ч. 4 п. 33 Инструкции N 50).

 

Дебет Кредит Содержание операций
  Товар учитывается по продажным ценам  
50 90-1 Оплата за товар получена наличными деньгами
90-4 41-2 Списана учетная стоимость реализованного товара
90-4 42-1 СТОРНО Отражена сумма торговой надбавки, относящаяся к реализованному товару
90-4 42-3 СТОРНО Отражена сумма НДС, относящаяся к реализованному товару
90-2 68 Начислен НДС с выручки от реализации товаров

 

Способы расчета сумм торговых надбавок, приходящихся на реализованные товары и остаток товаров на конец месяца, организация розничной торговли определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Одним из таких способов является расчет среднего процента наценок (скидок, надбавок), методика которого приведена в разд. 1.3.1 Методических рекомендаций N 74.

 

СРЕДНИЙ ПРОЦЕНТ СКИДКИ (НАДБАВКИ) ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

  1. К сумме скидок (надбавок) на остаток товаров на начало месяца прибавляется сумма оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка". 
  2. К сумме проданных за месяц товаров (по учетным ценам) прибавляется сумма остатков товаров на конец месяца (также по учетным ценам). 
  3. Умножением определенной вышеуказанным способом суммы скидок на 100 и делением на сумму проданных и оставшихся  товаров определяется средний процент скидок (надбавок) со стоимости этих товаров по учетным ценам.
  4. Умножением среднего процента скидок (накидок) на сумму остатка товаров на конец месяца и делением на 100 определяется абсолютная сумма скидок (надбавок), относящаяся к непроданным товарам.